История создания аэропорта Бухара

История международного аэропорта «Бухара» берет свое начало в начале 20-х годов двадцатого столетия.
От пыльной площадки — до асфальтобетонной полосы. От мазанок — до современного аэровокзального комплекса. От флажков и жестяных банок, обозначавших места посадки, — до новейших средств навигации и связи…
В марте 1923 года учреждено Всероссийское общество воздушного добровольного флота ‘Добролёт’. В августе было создано правление Среднеазиатского отделения этого общества, развернувшего подготовку воздушных линий в Туркестанском крае, в частности и в Узбекистане.
Организация воздушных линий была делом актуальным: на лошадях от Ташкента до Алма-Аты добирались пятнадцать суток, на дорогу по караванным тропам из Ташкента и Бухары в Хиву уходило больше месяца, да и путешествие было небезопасным. Уже летом 1923 года из Москвы прибыли специалисты изыскательских работ для сооружения основных и запасных площадок.
Одна из таких площадок находилась вблизи г. Бухара и г. Каган на которой базировались 5 самолетов.
Уже 3 мая 1924-го года по маршруту Ташкент- Пишпек- Алма-Ата был выполнен технический рейс, а 12-го и первый пассажирский. Эта дата и стала точкой отсчета зарождения гражданской авиации в Узбекистане.
На отечественных ПС-9, ПС-40, По-2 (У-2) первоклассные пилоты и авиаспециалисты начали интенсивное освоение воздушного пространства, массовые перевозки пассажиров и груза. Авиаторы проложили маршруты во все областные и крупные города республики, а так же в Душанбе, Ташауз, Пишпек, Алма-Ату.
Позже открыли линию Каган-Термез- Душанбе. В сентябре того же года началось регулярное движение самолётов по маршруту Каган -Ташауз-Хива (Ургенч). Одним из первых пилотов выполнявших полеты был Ефремов А.
1946 послевоенный год. Апрель месяц. Методом народной стройки 5 тысяч жителей г.г. Бухары и Кагана вышли на расчистку и устройство аэродрома. К вечеру аэродром был готов к приему воздушных судов типа Ли-2. Начались регулярные полеты в Самарканд, Карши, Чарджоу, Тамды. В том же году был построен аэровокзал. Эта дата стала точкой отсчета нашего аэропорта.
60-е годы. Строительство асфальтной полосы длиной 1200м. прием ВС типа Ли-2, Ил-14, Ан-24.
Бурно развивалась наша авиация в семидесятые и восьмидесятые годы.
1980 год в аэропорту «Бухара» введена в строй ИВПП размером 3000х45 м для приема самых современных самолетов того времени Ил-18, Ил-62, Ту-154, Ил-86. оснащенная эффективными средствами навигации и связи

Начались интенсивные полеты из Бухары одного из древнейших городов мира по республикам Советского Союза.
Образование независимого Узбекистана и создание национальной авиакомпании “Узбекистан хаво йуллари” выдвинуло новые задачи. Молодое государство не имеет выхода к морю, а железные дороги связывают его только с республиками бывшего СССР. Поэтому так велико значение воздушного транспорта в налаживании международных контактов, развитии внешнеэкономических связей.
Руководством авиакомпании принято решение о реконструкции трех аэропортов находящихся во всемирно известных исторических городах Бухара, Самарканд, Ургенч.
Для этих целей в 1996году заключается договор с Японией о выделении кредита под гарантию государства.
В 1997году аэропорту «Бухара» произведен капитальный ремонт ИВПП, с покрытием асфальта по всей длине. Произведена замена светосигнального оборудования типа Д-2 на ССО производства «Сименс». Введен в строй комплекс зданий для службы УВД и БЭРТОС с новейшем радио оборудованием и локационной спутниковой системы. Все это позволяет принимать воздушные суда по 1-й категории ИКАО.
В 1999 году решением Правительства аэропорту «Бухара» присваивается статус международного.
Аэродром Бухара относится к аэродромам класса “В” и входит в аэропорт 3 класса. Допущен к круглосуточной эксплуатации по установленным минимумам.
Имеет одну ВПП с искусственным покрытием. ВПП 01 обеспечивает посадку ВС по минимуму 1 категории. ВПП 19 не категорирована
ВПП 01 оборудована системами посадки РМС, ОСП и ОПРС.
ВПП 19 оборудована системами посадки ОСП и ОПРС
Аэродром эксплуатируется воздушными судами с AСN не преышающими классификационного числа покрытия (PСN) ИВПП, РД и перронов. . Аэродром принадлежит авиакомпании “Узбекистон хаво йуллари”.
В настоящее время аэропорт «Бухара» принимает все типы современных воздушных судов типа Ил- 86, Ил-96, Ан-124 (Руслан), А-310 Боинги –757/767, Боинги –747 всех модификаций.
Аэропорт «Бухара», как структурное подразделение НАК «Узбекистон хаво йуллари» в своей основной деятельности выполняет комплекс работ по продаже перевозок, наземному обслуживанию и обеспечению воздушных перевозок пассажиров, багажа, почты и груза.
В нее входит:
— обеспечение приема и выпуска воздушных судов,
— осуществление коммерческого обслуживания воздушных судов предприятий и авиакомпаний, в том числе иностранных и частных, на основании и в соответствии с условиями договоров и соглашений в соответствующем виде обслуживания:
— Обеспечение безопасного функционирования и эксплуатации аэродрома и аэропорта;
— Обеспечение таможенного, пограничного и санитарно -карантийного контроля и ОВИР;
— Обеспечение авиационной безопасности.

В своей неосновной (неавиационной) деятельности аэропорт может организовывать и проводить:
— предоставление услуг по наземному обслуживанию пассажиров и грузовой клиентуры;
— предоставление иностранным авиакомпаниям, ведомствам, акционерным и частным авиакомпаниям авиатранспортных услуг;
— выполнение работ по техническому обслуживанию авиационной техники, авиасервисному обеспечению на земле;
— рекламная деятельность;
— туристическая деятельность;
— коммерческая деятельность;
— производство и реализация товаров народного потребления;
— оказание автотранспортных услуг, автосервис;
— операции с ценными бумагами;
— торговая деятельность.

Для выполнения полетов воздушных судов в международном аэропорту «Бухара» авиационному персоналу, связанному с производством полетов, включая экипажи ВС и службы, ответственные за обеспечение полетов, предоставляется аэронавигационная информация, необходимая для обеспечения безопасности, регулярности и эффективности полетов ВС и касающаяся маршрутов, начинающихся на аэродроме «Бухара»